Железная дорога — наиболее безопасный и надежный вид транспорта в реалиях нашей страны с ее обширными пространствами, обилием водных преград и территорий со сложным природным рельефом. В связи с этим услугами РЖД регулярно пользуются десятки тысяч грузоотправителей.

Иногда требуется доставить на большое расстояние груз, имеющий значительные размеры — строительные конструкции, газотурбинные установки, специализированное оборудование, сельскохозяйственную технику и т.д. Если хотя бы один из геометрических параметров груза (длина, ширина, высота) выходит за установленные соответствующими инструкциями пределы, он называется негабаритным и требует особых условий перевозки.

Негабаритный груз невозможно разместить в контейнере. Поэтому для его транспортировки обычно используются открытые одиночные или спаренные железнодорожные платформы, а также специальные вагоны ряда других типов, например, вагоны-транспортеры с удлиненной базой и т.д.

Параметры негабаритности

Установленный в Правилах и инструкциях РЖД габарит погрузки представляет собой поперечное предельное очертание подвижного состава и груза с учетом устройств и приспособлений, использованных для его закрепления на платформе или в вагоне.

Негабаритность грузовых отправлений по месту их превышения габарита погрузки определяется в соответствии с тремя основными зонами:

  • нижняя устанавливается для высот от 0,48 до 1,4 метра с разбивкой на шесть степеней;
  • боковая составляет от 1,4 до 4 метров с подразделением на шесть степеней;
  • верхняя охватывает собой высоту от 4 до 5,3 метров и подразделяется на три степени.

Границы этих зон отсчитываются от уровня опорной поверхности головок рельсов.

Характер негабаритности указывается в сопроводительных документах в виде пятизначного индекса, в котором на первом месте стоит буква «Н». За ней следуют цифры, указывающие на степень негабаритности в соответствующих зонах — нижней, боковой и верхней. Пятый знак указывает на отсутствие или наличие вертикальной сверхнегабаритности.

Условия перевозки

Степень грузовой негабаритности определяется как для прямых путевых участков, так и для безопасного проследования криволинейных участков с учетом возможных геометрических выносов вагона и груза.

В процессе транспортировки закрепленные на платформах или вагонах грузы должны с определенным железнодорожными инструкциями запасом вписываться в ограничения, предусмотренные пропускными размерами тоннелей, мостов, станционных переходов, расстоянием до расположенных у железнодорожных путей опор контактной электросети, высотой подвески ее питающих проводов и т.д.

На двухпутных железнодорожных линиях также дополнительно определяется зона боковой совместной негабаритности (в пределах 1625 миллиметров от путевой оси), обеспечивающая взаимное безопасное расхождение негабаритных грузов при их перевозке на встречных направлениях.

Сверхнегабаритные грузы

Транспортировка сверхнегабаритных грузов по железной дороге требует повышенных мер безопасности. Подвижной состав, на котором установлены такие грузы, комплектуется контрольной рамой. Перевозка сверхнегабарита с контрольной рамой выполняется на пониженной скорости и в сопровождении опытного путевого работника с квалификацией не ниже дорожного мастера. В особых случаях к ней также могут привлекаться специалисты других подразделений — представители контактной службы, сотрудники подразделения сигнализации и связи и т.д.

Согласование перевозки негабаритных и сверхнегабаритных грузов выполняется заранее по предоставленной грузоотправителем заявке и проходит в несколько этапов.