Перевозка грузов железнодорожным транспортом требует ответственного подхода, знания соответствующих правил для каждого типа груза и их тщательного соблюдения на всех этапах — от приемки, сортировки и погрузки до транспортировки, выгрузки и передачи получателю. Главенствующими принципами являются гарантированное обеспечение целостности и сохранности грузовых партий, а также защита дорожных элементов и прилегающей к железной дороге территории от возможного негативного влияния на них.

Основополагающим документом, имеющим статус Федерального закона, является Устав железнодорожного транспорта. В нем прописаны все наиболее значимые моменты, касающиеся организации грузоперевозок и сопутствующих им условий — от подачи заявок на перевозку до условий транспортировки и выгрузки на конечных пунктах с передачей грузополучателям.

На доставку каждой грузовой партии заключается соответствующий договор между грузоотправителем и местным отделением железной дороги. В нем прописываются параметры груза, условия и сроки его доставки, а также все прочие важные нюансы.

Основные правила

Поскольку пересказать все правила в одном коротком тексте невозможно, мы перечислим виды наиболее востребованных к перевозке грузов. Отдельные своды правил разработаны для транспортировки следующих их разновидностей:

  • сыпучие грузы и грузы, перевозящиеся навалом — гравий, щебень, уголь, окатыши, рудный агломерат, болванки стали, цветных, черных металлов и т.д.;
  • грузы на платформах и другом открытом подвижном составе — оборудование в чехлах или спецупаковке, газотурбинные установки, станки, металлопрокат, строительные конструкции и техника, лесоматериалы, прочие тарно-штучные грузы, не боящиеся воздействия атмосферных осадков;
  • наливные грузы в цистернах — нефть, бензин, мазут, битум;
  • мелкооптовые грузовые партии;
  • автомобили и автоприцепы;
  • животные и т.д.

И это далеко не полный перечень, так как отдельные правила действуют для грамотной и безопасной организации процесса перевозки подкарантинных, взрывоопасных, скоропортящихся и ряда других видов грузов.

Отдельные нюансы

Грузы значительного объема и веса, загруженные в однотипные вагоны и направляющиеся одному получателю (уголь, нефть, лес, цемент и т.д.), проходят маршрут за минимальное время, поскольку им не требуются промежуточные стоянки на сортировочных станциях.

Для сборных составов, в которые включаются грузы, отравленные в попутном направлении разным адресатам, время прохождения маршрутов увеличивается, поскольку им требуется выполнение операций отцепки и прицепки групп вагонов на промежуточных и сортировочных станциях.

Если имеющие ценность грузы перевозятся в крытых или специальных вагонах, доступ внутрь которых в процессе перевозки закрыт, такие вагоны помечаются специальными знаками, а их двери фиксируются запорными устройствами. На них также навешиваются пломбы, подтверждающие отсутствие попыток вскрытия вагонов в пути. Каждый случай нарушения целостности пломб подлежит расследованию.

Перевозка опасных и хрупких грузов выполняется с соблюдением особых условий — на пониженной скорости с соблюдением индивидуальных требований к конкретному типу груза.

Негабаритные грузы перевозятся с контролем прохождения ими тоннелей, мостов, станционных переходов и других мест ограниченной пропускной способности.

Точные сведения по правилам перевозки того или иного типа груза всегда можно получить у специалистов транспортной компании или РЖД.