Доставка пищевой продукции в дальневосточный регион имеет глубокие исторические корни. Буквально с первых лет российского заселения берегов реки Амур, тихоокеанского побережья и прилегающих к ним территорий возникла необходимость регулярного подвоза зерна и муки, масла и овощей, домашних животных и многих других видов продовольствия.

Первоначально доставка осуществлялась гужевым и речным транспортом. В дальнейшем значительную часть грузопотока приняли на себя железнодорожные линии и морские порты, построенные при активной поддержке и значительных финансовых вложениях государства.

Требования к перевозке

Сегодня перевозка грузов пищевого назначения на Дальний Восток по-прежнему остается широко востребованной услугой и важной частью государственной политики обеспечения продовольственной безопасности России. В соответствии с требованиями, зафиксированными в Правилах перевозок, приказах и других документах РЖД, все нуждающиеся в особых условиях доставки грузы должны иметь правильно оформленную сопроводительную документацию и транспортироваться в соответствующей таре или упаковке.

Для организации доставки скоропортящихся продовольственных грузов грузоотправитель обязан предоставить грамотно заполненную накладную. А если такие грузы подпадают под юрисдикцию ветеринарного контроля, то и ветеринарные сертификаты.

Для перевозки мяса, мясных полуфабрикатов, рыбы, молока, продуктов молочной переработки, соков, овощей и т.п. используются специальные закрытые вагоны, внутри которых поддерживается температурный режим, необходимый для обеспечения их наилучшей сохранности.

Продовольственные товары длительного хранения – крупы, мука, консервы и т.п. предоставляются грузоотправителем перевозчику в соответствующей упаковке. Они могут перевозиться в специализированных или крытых вагонах, а также в железнодорожных контейнерах.

Все вагоны, предназначенные для перевозки пищевых продуктов, регулярно проходят проверку специалистов санитарно-эпидемиологической службы. По результатам проверки выдается санитарный паспорт.

Что указывается в документах

В сопровождающих грузовые партии продовольствия документах в обязательном порядке указываются необходимые сведения для:

  • охлажденной и замороженной продукции – температура перевозки;
  • мяса животных или рыбы – дата убоя или улова и данные ветеринарного сертификата;
  • яиц, молока – ветеринарный сертификат;
  • выпечных и кулинарных изделий – параметры влажности и ph среды;
  • овощей, фруктов, ягод – описание их свойств, сортамента, уровня содержания фосфатов, нитратов и т.д.

Приведенный перечень далеко не полон, поскольку на данный момент производители пищевой продукции предлагают широчайший ассортимент ее разновидностей.

Упаковка

Перед погрузкой и отправкой продовольственные товары фасуются и размещаются в соответствующую тару или упаковку. В качестве тары применяются:

  • мешки для перевозки муки, круп;
  • бочки для засоленной рыбы, овощей;
  • ящики – в них транспортируются консервы в стеклянных и металлических банках, конфеты и т.п.;
  • мягкие боксы и пакеты для соков в пищевых коробках – тетрапаках, растительных масел в пластиковых бутылках, кондитерской продукции в развесной упаковке и т.д.;
  • картонные коробки для макаронных изделий, печенья, а также для многого другого.

Все грузы формируются в виде удобных для погрузки и выгрузки блоков, которые должны обеспечивать максимальную сохранность содержимого товарной партии и соответствовать условиям ее перевозки.

При размещении в железнодорожных вагонах и контейнерах груз распределяется так, чтобы был заполнен весь имеющийся полезный объем. При этом наиболее тяжелые и устойчивые к деформации товарные блоки устанавливаются внизу, а более легкие – сверху.

Логистика

В ситуациях, когда требуется транспортировка продовольственных товаров на значительные расстояния, например, по маршруту Москва – Владивосток, компания-перевозчик в большинстве случаев принимает на себя обязательства доставки «от двери до двери». Данная услуга подразумевает загрузку товарных партий на складе грузоотправителя и их доставку до склада, магазина, площадки хранения грузополучателя.

Как правило, подобный сервис подразумевает использование нескольких видов транспорта. Со склада отправителя груз вывозится автомобильным транспортом, затем на железнодорожном терминале перегружается в вагоны и доставляется в конечный пункт железнодорожного маршрута, где вновь перегружается на автомобили и доставляется на склад или торговую точку получателя груза. Такая схема называется мультимодальными перевозками.

Мультимодальные перевозки могут включать в себя использование и других видов транспорта – морского, речного, авиационного в зависимости от конкретных требований к срокам и условиям доставки груза.