Перемещение грузов на значительные расстояния связано с широким перечнем рисков, которые при негативном развитии событий могут привести к серьезным финансовым убыткам в случае хищения или повреждения ценного имущества и оборудования. Страховые компании принимают эти риски на себя, сводя возможный ущерб к минимуму.

Условия и применение

Договор страхования оформляется до начала процесса погрузки или транспортировки груза. Финансовые и прочие условия рассчитываются, определяются и фиксируются в договоре в зависимости от суммарной стоимости грузовой партии, ее разновидности и характеристик, типа упаковки, дальности перевозки, маршрута, вида использующегося транспорта, необходимости перегрузки с одного вида транспорта на другой в пути следования и т.д.

Страховые компании проходят процедуру обязательного государственного лицензирования. Они предлагают клиентам пакет тщательно выверенных правил страхования, в которых описываются перечень подлежащих страхованию рисков и порядок возмещения убытков. Документальный пакет в значительной степени совпадает у большинства страховщиков, поскольку в его основе лежат Правила перевозки грузов, разработанные Институтом лондонских страховщиков (Institute Cargo Clauses).

Застрахованный груз, являющийся собственностью физического или юридического лица, может доставляться любым доступным видом транспорта. В перечень рисков можно внести не только повреждение груза, но и его полную потерю в результате негативного стечения обстоятельств. Также можно застраховать затраты на доставку груза, величину будущей прибыли от реализации товарной партии и т.д.

Виды договоров

В числе наиболее востребованных разновидностей страховых договоров следует назвать:

Страхование всего перечня рисков. Данный тип договора также известен, как метод исключения. Он предусматривает компенсацию за частичное повреждение или полную утрату перевозимой грузовой партии в результате любых негативных событий за рядом исключений.

В перечень исключений чаще всего входят:

  • атомный взрыв;
  • нарушение сроков доставки, условий транспортировки или хранения;
  • наводнение;
  • пожар;
  • военные действия;
  • воздействие на груз радиации, высокой температуры или влажности;
  • некачественная упаковка и т.д.

По желанию клиента перечень исключений может редактироваться с соответствующим изменением стоимости страховки.

Страхование от выбранных рисков. Такой вид страховки называют методом включения. Поскольку клиент имеет возможность включить в страховку только те риски, от которых он желает застраховать груз. Это могут быть, например:

  • транспортная авария;
  • угон транспорта, перевозящего груз;
  • обрушение моста или дорожного полотна;
  • повреждения груза в процессе его погрузки и разгрузки;
  • стихийные бедствия – землетрясение, наводнение и т.п.

Некоторые компании-страховщики предлагают свои уникальные страховые продукты. К примеру, страховку с частичной ответственностью, которую также часто называют франшизой. Договор данного типа ограничивает ответственность страховщика заранее оговоренными рамками величины убытка. Как правило, в соответствии с текстом такого документа страховым случаем не считается мелкий ущерб, сумма которого не превысила указанной в договоре величины. Подобный ущерб может возникать, например, в результате боя некоторой части хрупкого товара, просыпания сыпучего груза, частичного пролива жидких материалов, незначительной деформации груза в результате механических повреждений и т.п. Франшиза дает возможность избавиться от процедуры рассмотрения небольших по величине убытков при регулярной отправке однородных грузовых партий и в ряде других случаев.

Грузоотправитель может оформить страховку на разовую доставку товара или заключить договор на определенный срок, например, на год. Величина страховой суммы рассчитывается, исходя из сопроводительной документации (коносамент, CMR, TTH и другие).

Какие случаи не могут быть признаны страховыми

В ряде случаев компания-страховщик может вполне обоснованно отказать клиенту в выплате страхового возмещения. К ним обычно относятся:

  • нарушение закона (например, клиент сам организовал хищение груза);
  • неправильное размещение или ненадежное крепление груза;
  • упаковка, не соответствующая требованиям сохранности и безопасности груза в пути;
  • нарушение сроков доставки по вине грузоотправителя;
  • недостача товара при невскрытой упаковке;
  • а также некоторые другие ситуации.

Все страховые случаи и величина компенсации по ним детально указываются в тексте страхового договора.