Таможенное оформление заявленных к перевозке грузовых партий может выполнять как сам грузоотправитель, так и его представитель, например, квалифицированный сотрудник транспортной компании, с которой заключен соответствующий договор. Процедурные правила и особенности могут существенно отличаться в зависимости от типа груза и страны, через границу которой он должен будет пройти. Оформление документов начинается после того, как партия товаров или материалов поступает на таможенный пункт.

Правовое регулирование

Провоз коммерческих грузов через границу регулируется государственным законодательством – Таможенным кодексом и подлежит процедуре контроля, осуществляемого сотрудниками Федеральной таможенной службы.

В зависимости от выбранного для перевозки вида транспорта и других значимых условий в перечень регулирующих правовых актов могут входить Кодексы – Воздушный, торгового мореплавания, приказы Министерства транспорта, постановления правительства Российской Федерации, федеральные законы, а также законы других государств, через границы которых должна осуществляться грузовая перевозка.

Главный фактор успешного прохождения процедуры – предоставление корректных и правдивых сведений о составе и типе груза.

Что такое таможенное оформление

Под процедурой таможенного оформления (далее – ТО) подразумевается предоставление требующегося документального пакета, а также внесение пошлин и других необходимых платежей. Решение о легальном допуске груза к провозу через границу принимается таможенниками на основании поданных документов.

В перечень процедурных действий включаются:

  • заполнение грузовых деклараций;
  • предоставление таможенникам всех запрашиваемых ими сведений;
  • таможенный досмотр;
  • определение соответствующих кодов и величины пошлин;
  • их оплата;
  • получение разрешения на провоз груза.

Перечень необходимых документов

На российской таможне для провоза грузов нужно предоставить:

  • поставочный контракт или внешнеторговый договор;
  • товарно-транспортные накладные;
  • квитанции, подтверждающие оплату пошлин;
  • документы – основания для присвоения соответствующих кодов;
  • заверенная нотариусом доверенность на представителя, если оформлением занимается не сам владелец груза;
  • регистрационные документы компаний – грузоотправителя и перевозчика;
  • документальная оценка стоимости грузовой партии.

Кроме того, потребуется предъявить документы на сами материалы или товары – ветеринарные и иные сертификаты, товарные паспорта, лицензии, накладные и т.п.

Основной перечень документов может существенно расшириться в зависимости от дополнительных условий, типа импортно-экспортной операции, объема и характеристик груза. Предоставляются оригиналы документов либо их нотариально заверенные копии.

Содержание и смысл процедуры

ТО проводится в целях легализации перевозимых грузов и проверки их соответствия требованиям таможенного законодательства страны, в которую они ввозятся. Главный смысл процедуры – точное определение объема, состава, характеристик грузовой партии, соотнесение ее параметров с перечнем норм, которым должен соответствовать груз.

Процедура ТО предусматривает организацию прозрачных правовых отношений между владельцем груза, его перевозчиком и представителями контролирующей государственной структуры. Порядок проведения процедуры строго регламентирован для каждой возможной ситуации с целью избежать разночтений. Тем самым гарантируется быстрота обслуживания и максимальная безопасность транспортных операций.

Процедурные нюансы

Началом процедуры ТО считается момент доставки груза на пункт таможенного контроля. Далее происходит его декларирование и выбирается тот или иной вариант оформления и досмотра. В российском законодательстве указаны семнадцать режимов, из которых чаще всего применяются:

  • экспортно-импортное оформление;
  • транзитное декларирование;
  • временный вывоз и ввоз;
  • беспошлинный выпуск;
  • реэкспорт;
  • реимпорт и ряд других.

Как правило, по длительности ТО не превышает время рабочего дня пункта досмотра. Однако в отдельных случаях этот срок может быть увеличен. Например, если потребуется провести экспертизу предлагающихся к провозу материалов, товаров, оборудования.

В случае обнаружения незадекларированного или запрещенного к провозу груза он задерживается и после выяснения обстоятельств может быть отчужден или ликвидирован как конфискат. При этом владелец груза может быть оштрафован, а также привлечен к административной или уголовной ответственности.

Если спорная ситуация возникла вследствие ошибки в документах, груз перемещается на склад временного хранения, а грузоотправителю предоставляется возможность оперативного устранения вскрытых недочетов.