Доставка товарных партий на значительные расстояния предусматривает их надежную упаковку для защиты от просыпаний, проливов, случайных механических повреждений и т.п. Упаковка грузов в соответствующую тару также помогает производить их быструю погрузку в автомобили, контейнеры, железнодорожные вагоны и аккуратную выгрузку на конечном пункте маршрута.

Назначение и виды упаковки

Помимо защитных функций упаковка служит для формирования грузовых блоков (по весу или габаритам). Благодаря этому существенно облегчаются учет и контроль количества перевозимых грузов, их маркировка, обеспечивается более рациональное использование пространства в контейнерах, железнодорожных вагонах, кузовах автомобилей.

Одним из наиболее востребованных элементов упаковки является разнообразная тара. Как правило, она соответствует определенным стандартам, но применяется и уникальная тара для нестандартных грузов. Качество и вид упаковки прописываются в сопроводительной документации.

Как правило, грузоотправитель сам обеспечивает упаковку товарных партий. Однако при необходимости он можется воспользоваться для этой цели услугами компании-партнера по упаковыванию, подготовке к перевозке и экспедиционно-транспортному обслуживанию груза.

Наиболее востребованные разновидности тары:

  • Ящики – прямоугольные емкости, выполненные из дерева, пластика, металла или их комбинации. Сохранность товара обеспечивается наличием дна, крышки, боковых и торцовых стенок. Фиксация груза внутри ящика обеспечивается наличием запоров, шарниров, использованием шурупов или гвоздей. Если вес груза значителен, прочность ящиков повышается за счет закрепленных в их нижней части деревянных или металлических несущих брусьев. Также возможна дополнительная окантовка пластиковой или стальной лентой.
  • Бочки - это тара цилиндрической или параболической формы с крышкой, дном и фиксирующими обручами. Они также могут изготавливаться из разных материалов – дерева, металлического сплава, пластмассы. В бочках можно перевозить не только жидкости, но и сыпучие грузы.
  • Мешки – мягкая тара, изготавливающаяся из прочной ткани, плотной бумаги или синтетических материалов. Применяется, главным образом, для транспортировки сыпучих материалов – цемента, асбеста, зерна, круп и т.п.
  • Коробки изготавливаются из картона и других материалов. Они используются для доставки бытовой техники, парфюмерии, различных изделий из пластмассы, пластика, а также продуктов – конфет, упаковок с соками, вина и т.д.
  • Паллетный борт – это закрытый короб, выполненный из пластика, дерева, металла. Он классифицируется по типам и стандартизованным размерам.
  • Жесткая упаковка в виде деревянной или пластиковой обрешетки может быть применена для перевозки автозапчастей, металлоконструкций, керамики, ряда других товаров.

Приведенный выше перечень типов упаковок далеко не полон, поскольку их значительно больше, чем можно уместить с описаниями в коротком пояснительном тексте.

Маркировка

Для более удобного контроля и организации процесса перевозки грузов используется маркировка. Она особенно актуальна для доставки товарных партий в контейнерах по железной дороге, автомобильным или морским транспортом. Применение маркировки дает возможность в сжатой форме разместить информацию на контейнере или грузовом блоке, из которой можно оперативно почерпнуть сведения о конкретном отправлении, грузоотправителе и грузополучателе, условиях транспортировки и т.д. Информационные надписи и манипуляционные знаки стандартизованы и легко понятны специалистам.

На маркировочной бирке обычно присутствуют три типа надписей:

  • количество грузовых мест и порядковый номер отправляемой партии;
  • данные грузополучателя;
  • пункт перегрузки или выгрузки.

В том случае, когда необходимо обеспечить разделение однотипных упаковок, сортов товара, проконтролировать комплектность, дополнительно указываются номер грузового места и общее количество таких мест.

Для каждого отдельного груза могут применяться информационные подписи, содержащие сведения о его габаритах, массе нетто и брутто или штучном количестве.

Манипуляционные обозначения применяются в тех случаях, когда необходимо указать способ обращения с тем или иным грузом. Это могут быть знаки «Осторожно, хрупкий товар», «Не зацеплять груз крюками», «Не кантовать верх», «Беречь от влаги», «Беречь от тепла», «Не штабелировать» и ряд других.

Грузовая маркировка может наноситься окрашиванием, штампованием, выжиганием на бумажные, картонные, фанерные, металлические ярлыки или наклейкой на тару, контейнеры и т.д.